Базы данных. Учебное пособие

       

Установление стандартов и процедур


Эффективная работа администрации базы данных включает в себя разработку общих стандартов и процедур. Их целью является эффективный контроль целостности и защиты данных. Стандарты особенно применимы к разработке и использованию программ и операций базы данных.

Рис. 1.1 Место администрирования базы данных в организации

В области программирования стандарты устанавливаются для обеспечения должной отладки и тестирования программ перед их вводом в эксплуатацию. Эти стандарты могут включать, например, обязательную экспертизу программы компетентными специалистами, не участвовавшими в ее разработке; использование тестовых данных для проверки того, как программа обрабатывает и правильные данные, и данные, содержащие ошибки. Обычная процедура включает документирование результатов испытания программы.

В области операций могут устанавливаться стандарты поддержания протоколов транзакций, а также создаваться процедуры исправления ошибки контрольных точек, создания резервных копий и восстановления.

Организация, у которой недостаточно стандартов и процедур, может столкнуться с трудностями при переходе к сопровождению базы данных, так как интегрированное управление данными на основе баз данных требует хороших, обширных стандартов и процедур. Организации, начинающей установку базы данных, может быть, полезно изучить стандарты других организаций, уже работающих с такими системами. Например, следующие основные стандарты и процедуры корпорации Зевс:

1.

Анализ и обработка сообщений о проблемах. В фирме Зевс создана официальная система сообщений о проблемах, целью которой является информирование АБД обо всех ошибках. Сообщения о проблемах анализируются с целью выяснения вероятных причин трудностей. Затем информация передается соответствующему менеджеру или группе пользователей. Каждое сообщение о проблеме содержит полный протокол (время и место возникновения проблемы) и описание. На каждое сообщение его автору должен быть дан официальный ответ, в котором описывается способ решения проблемы.


2.    Мониторинг оборудования и программного обеспечения. Состояние всего оборудования и программного обеспечения регулярно проверяется; соответствующим менеджерам или группам пользователей сообщается о повреждениях и отказах, а также их последствиях. Периодически проводится анализ требований к оборудованию и программному обеспечению на основании которого принимаются решения о замене или модернизации, в том числе о дополнительных запоминающих устройствах.

3.    Тестирование. При оценке всех новых процедур, программного обеспечения и оборудования проводится проверка их рабочих характеристик.  Контроль структуры и непротиворечивости базы данных проводится регулярно.

4.    Защита. После консультаций с руководством компании Зевс была про­ведена классификация групп пользователей по элементам данных, к ко­торым им разрешен доступ, и действиям, которые они могут выполнять над этими данными. Компьютерные операции часто отслеживаются с целью проверки того, что контроль доступа функционирует, как положено.

5.    Резервные копии и восстановление. Процедуры создания резервных ко­пий и восстановления регулярно тестируются, чтобы гарантировать эф­фективность восстановления базы данных после любого возможного от­каза. Разработан план действий в чрезвычайных обстоятельствах (в ко­тором предусмотрены возможные стихийные бедствия и катастрофы: на­воднение, утечка электроэнергии и т.д.), который регулярно проверяется.

6.    Оценка рабочих характеристик. Различным видам деятельности, кон­курирующим за ресурсы базы данных (таким, как обработка транзак­ций, создание отчетов и обработка запросов), определены приоритеты. Эффективность функционирования системы отслеживается при помощи сбора статистики об объеме транзакций, времени отклика, частоте появ­ления ошибок и коэффициенте использования оборудования. Прово­дятся опросы системных пользователей о том, насколько они довольны работой системы.Размеры базы данных и ее рост также отслеживаются. При необходимости запускаются программы расширения файлов и про­изводится реорганизация базы данных. Анализируются протоколы ра­боты и протоколы аварийных окончаний; по ним подготавливаются от­четы для оценки управления.

7.    Контроль целостности. В компании Зевс разработаны планы проверки целостности данных, хранящихся в базе данных.


Содержание раздела